Независимый эксперт о Надземном Экспрессе
Обязательно прочтите интересное мнение специалиста, возможно уже появилось понимание, что менять трассировку надо!
|
Анализ существующей плановой трассы «Надземного экспресса», рекомендации по улучшению
|
Анализ трассы и её недостатки При анализе существующей трассы эстакадного лёгкого рельсового транспорта (далее LRT) «Надземный экспресс» (трасса и описание взяты с сайта проектировщика) налицо очень много существенных недостатков:
1. Трасса проложена по краю улиц (в частности проспект Ветеранов и Дунайский проспект), хотя проходит на эстакаде, в связи с чем осевое положение было бы более, чем оптимально. В результате эстакада оказывается неоправданно приближенной к фасадам жилых домов, что вызывает дополнительную и справедливую критику горожан. Проектировщик на сайте оправдывает боковое расположение тем, что «…закрывать движение по такой важной магистрали, как проспект Ветеранов, просто невозможно». Однако не исключено, что лучше перетерпеть строительный год, нежели потом вечно жить под эстакадой. Хотя, как с организационно-архитектурной, так и с эксплуатационной точки зрения, этот недостаток является самым незначительным на фоне ряда перечисленных ниже.
2. По существующему проекту «Надземный экспресс» не имеет пересадочных узлов с железными дорогами Ораниенбаумского, Красносельского, Лужского (Гатчинского) и Пушкинского направлений, а также со 2-й линией метро, хотя пересекает все перечисленные радиальные магистрали. Основная причина этого – неграмотная трассировка, в частности абсолютная недальновидность и несогласованность действий проектировщиков LRT и автотранспортной развязки КАД и Дачного проспекта. Последняя закрыла единственный возможный коридор для проектируемого LRT, который мог позволить организовать пересадочные станции у железнодорожных платформ Дачное и Предпортовая. Развязку можно было без ущерба перенести в другое место, что по ряду планировочных причин было бы даже желательно. При осуществяемом решении транзитный автотранспортный поток будет бездумно выведен к пассажиронапряжённому узлу у станции метро проспект Ветеранов. Это вызовет дополнительные проблемы в организации здесь движения общественного транспорта - при невозможности или высокой стоимости вывода LRT по Дачному пр. к железной дороге. Другая причина – совершенно открыто заложенное в проект неуважение к будущим пассажирам, из-за чего якобы пересадочными считаются узлы, где между «Надземным экспрессом» и другими видами транспорта (в первую очередь метро и железная дорога) придётся преодолевать пешком более 300 метров. Даже 250 метров - это уже не пересадка! Полностью перепутаны понятия «пересадочного узла» (это совмещённые, расположенные непосредственно друг над другом или параллельно друг другу платформы, не провоцирующие создания пешеходных потоков) и зоны пешеходной доступности. К сожалению, нормативных документов, регламентирующих расстояние пешего перехода при пересадке в узле, нет. Поэтому ориентируюсь на личный опыт, опыт создания и эксплуатации зарубежных транспортных систем и общественное мнение. Третья причина, очевидная при анализе – какая-то «однонаправленность» рассмотрения целей использования магистрали. Создаётся впечатление, что «Надземный экспресс» рассматривался исключительно как транспорт для жителей юго-запада (?). Только этим можно объяснить отсутствие будущих пересадок на железную дорогу Ораниенбаумского, Красносельского и Лужского направлений. То, что «Надземный экспресс» может быть использован также для доставки пассажиров до этих железных дорог со стороны Купчино или Обухово, как будто забыто. Достаточно удобные пересадки будут только у станций метро «Проспект Ветеранов» и «Обухово». 3. Остановочные пункты на трассе расположены слишком редко. Такое удаление оправданно для метро, где сооружение станции - очень дорогостоящая работа, но неоправданно для наземного или эстакадного (даже скоростного) транспорта. Оптимальным было бы расположение остановок 1 к 2 обычного уличного транспорта, а не 1 к 3 или даже к 4, как сейчас. Этот факт существенно уменьшает будущую зону обслуживания трассы «Надземного экспресса». Из неё выпадают даже территории, вдоль которых проходит трасса. В сочетании с отсутствием пересадок на радиальные направления это делает проект во многих случаях лишённым смысла и закладывает дополнительные расходы на неизбежное в будущем сооружение промежуточных станций уже на действующей линии. 4. Трасса к «Балтийской жемчужине» вообще непонятна. От жилого комплекса она идёт не к метро, а от него. Вдобавок, она ориентирует пассажиропоток микрорайона, тяготеющего географически больше к ст. метро «Автово», на ст. «Пр. Ветеранов». В самом микрорайоне располагается всего одна станция, что никак не может обеспечить качественное обслуживание скоростным транспортом. По-хорошему, ответвление к «Балтийской жемчужине»… не нужно вообще. Микрорайон должен быть ориентирован на подвозку к «Автово» трамваем, линию которого и требуется проложить сюда от действующей Стрельнинской трассы одновременно с реконструкцией последней по стандартам скоростного движения. Во всяком случае, экономически этот участок стоит сооружать не ранее 3-й очереди (уже после открытия линии Обухово - Стрельна). 5. Порядок строительства и ввода в эксплуатацию неправильный. Первым планируется построить участок Стрельна – «Пр. Ветеранов», и только потом продлевать трассу в Купчино и Обухово. В таком варианте «Надземный экспресс» нарушает баланс распределения пассажиропотоков на юго-западе и угрожает району транспортным коллапсом! Сейчас в юго-западной части города наблюдается предельная нагрузка на 1-ю линию метро и южные станции этой линии. Наиболее перегруженной станцией оказывается сама «Проспект Ветеранов». Несмотря на наличие 2 входов, станция работает на пределе пропускной способности. Ограничения наблюдаются как на входах в подземный вестибюль, так и на посадочной платформе. До 9.30 утра вход на станцию сопряжён с давкой; в более раннее время проход от входа в подземный переход до платформы может достигать 10 минут. В настоящее время существующие пассажиропотоки юго-запада распределяются наземным транспортом к 4 станциям метро: «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект», «Автово» и «Кировский Завод». Одну из основных распределяющих ролей играет трамвай, выводящий пассажиропоток значительной части района (в том числе части проспекта Ветеранов) к станции метро «Автово». Напряжённость направления такова, что оно не может быть эффективно обеспечено автобусами или троллейбусами. И как раз данное распределение позволяет станциям метро хотя и с перегрузками, но справляться с пассажиропотоком. Кроме того, весь южный участок 1-й линии работает на переделе провозной способности. Поезда в часы пик заполнены до предела; в утренний «пик» на станциях севернее «Автово» часто посадка в вагон невозможна уже физически. «Надземный экспресс» на первом этапе не влияет на общую загруженность линии, но сразу оказывает серьёзное влияние на распределение пассажиропотоков между станциями метро, увеличивая приток пассажиров к наиболее перегруженной станции метро «Проспект Ветеранов». В зону притока к станции попадают восточная часть Стрельны, новостройка «Балтийская жемчужина», а также увеличивается процент притока пассажиров с восточной части проспекта Ветеранов, значительная часть которых сейчас вывозится трамваем маршрута 52 к станции метро «Автово». При этом какой-либо альтернативной возможности дальнейшей доставки пассажиров «Надземным экспрессом» в Московский, Фрунзенский и Невский районы, а также к альтернативным радиальным линиям, на первом этапе не будет. На втором этапе транзитный вывоз будет эффективен минимально из-за неудобных пересадочных узлов с радиальными направлениями и небольшой собственной зоной охвата трассы. «Надземный экспресс» почему-то строится сперва на участке и так имеющем (пусть не идеальные, но имеющем) достаточно развитые транспортные связи, строится как подвозочный транспорт (!), а участок, действительно обеспечивающий несвязанные зоны (Пр. Ветеранов - Купчино) откладывается на потом. Требуется строительство трассы в обратном порядке (от Обухово), пересмотр размещения остановочных пунктов и изменение трассировки для организации нормальных пересадочных узлов. 6. Вопрос относительно спорный, но на мой взгляд, «Надземный экспресс» уже на начальном этапе своего функционирования должен быть интегрирован со стандартом обычных (уличных) трамвайных линий, с возможностью использования общих путей и организации общих маршрутов – путём «апгрейда» (повышения стандарта) трамвайной сети до уровня LRT. Такая интеграция нынешнем проектом не предусмотрена. Это ещё более (в совокупности с вышеперечисленными доводами) уменьшает эффективность данного вида транспорта. Вывод: В существующем варианте трассы «Надземный экспресс» малоэффективен. Он спроектирован, как технологически и логистически изолированная транспортная система и существовать будет больше для себя самого, чем для пассажиров. Это никак не может способствовать и его быстрой окупаемости, что немаловажно в связи с коммерческой составляющей осуществления проекта. В таком долговременном проекте, рассчитанном на развитие и охват значительных пассажиропотоков, перечисленные выше детали должны быть более продуманы, не упускаться в пользу удешевления или упрощения конструкции. Заявленные цели должны выполняться в максимально возможной степени уже на этапе рабочего проектирования. В дальнейшем что-то исправить будет или невозможно, или очень дорого. Предложения по улучшению проекта (трассировка, остановочные пункты, узлы, очерёдность строительства, интеграция) а) Пересмотреть трассу на некоторых участках. Самое важное изменение - для возможности организации удобных пересадочных узлов (и вообще для возможности их организации, как таковой) требуется изменить трассировку между ст. метро «Пр. Ветеранов» и Дунайским проспектом. Трасса должна пройти от ст. метро «Проспект Ветеранов» по Дачному проспекту, через железнодорожную платформу «Дачное», далее на Предпортовую улицу через железнодорожную платформу «Предпортовая». Так как перенос строящейся автотранспортной развязки в целом уже невозможен, придётся «подрезать» её трассой LRT или изменить взаимные уровни расположения трасс и съездов. Но линия должна иметь возможность организации пересадок с железной дорогой обязательно! Иных мест, где это можно сделать без дополнительных затрат на сооружение новых платформ, кроме существующих «Дачного» и «Предпортовой», нет. Пересадка на платф. «Ленинский пр.» вызовет необходимость строительства большой петли, что негативно скажется и на стоимости, и на скорости. Причём отсутствие данных пересадок невозможно скомпенсировать, в отличие от, например, района Купчино. Для возможности организации нормального пересадочного узла в Купчино требуется сместить трассу при пересечении железной дороги Витебского (Пушкинского) направления южнее, как можно ближе к железнодорожной платформе и станции метро Купчино. В идеале нужно организовать сходы прямо на железнодорожные платформы. Это даже не петля, это небольшое отклонение от прямой линии вдоль Дунайского проспекта. Отсутствие данного узла может быть скомпенсировано только интеграцией с существующей трамвайной сетью, путём строительства соединений с трамвайным полотном у к/ст. Купчино и Бухарестской ул. и организацией вариантных маршрутов (по прямой по Дунайскому пр. в Обухово и со съездом к ст.м. Купчино, далее следованием по ул. Я.Гашека). При отказе от интеграции с трамваем смещать трассу необходимо. К «Балтийской жемчужине» не проводить трассу вообще. Если же проводить из соображений престижа или чего-то иного за пределами декларируемых, как основные, целей, - то делать это на последнем этапе строительства. Причём от пр. Ветеранов следует ответвиться восточнее пересечения с ул. Здоровцева, пройти вдоль р. Ивановка до фабрики «Грим», далее вдоль фабрики на запад, пересечь ул. Тамбасова, пройти по западной стороне ул. Тамбасова, при необходимости забрав под трассу часть промышленной территории, по продолжению ул. Тамбасова выйти к Петергофскому шоссе, пересечь его и далее развиваться по «Балтийской жемчужине» на север с пересечением Матисова канала, после которого повернуть на запад и закончить линию севернее завода «Электронмаш», где можно организовать депо в промзоне. Напрашивается наземное продление линии вдоль ул. Грибакиных с организацией станции «Улица Бабушкина» (пересадка или сопряжение с трамваем Рыбацкой линии). б) Размещение остановочных пунктов: дополнительная линия: Для увеличения зоны охвата, улучшению обслуживания пассажиров рекомендуется следующее размещение остановочных пунктов (и применение соответствующих названий) с учётом описанных в п. «а» изменений прохождения трассы, а также в рекомендуемом порядке строительства. Вспомогательная линия (в случае строительства) Как можно сравнить, в предлагаемом варианте расстояния между остановками более сбалансированы (в исходном разброс от 1,1 до 3,4 км). При этом трасса обеспечивает большую зону охвата территории, по которой она проходит. Межостановочный интервал соответствует условиям прокладки скоростного трамвая, каковым предлагаемый «Надземный экспресс», по сути, и является. Увеличение числа остановок не скажется значительно на времени поездки (например, при следовании от ул. Пионерстроя до Обухово против 10 будет 16 промежуточных остановок, то есть время увеличится примерно на 3 - 5 минут в зависимости от динамики подвижного состава). Зато повысится количество пассажиров, подвозимых непосредственно к месту назначения, а не до места вынужденной пересадки. Вдобавок, увеличивается количество собственно мест возможных пересадок на пересекающие направления, что дополнительно расширяет зону охвата зоной тяготения, связанной с прямыми пересадочными отрезками. Следует отметить, что от ул. Пионерстроя до Обухово поедет весьма незначительная часть пассажиров. Основная масса будет использовать более короткие участки, следовательно, иметь меньшие дополнительные потери времени относительно базового варианта. Общий пассажиропоток увеличится за счёт существенного расширения зоны охвата и зон прямого пересадочного тяготения. Размещение остановок предлагается на основе аналитического определения зон охвата, формирования транспортных пересадочных узлов и зон прямого пересадочного тяготения. в) Основные узлы С запада на восток это: В предлагаемых изменениях все пересадки обеспечиваются. В нынешнем утверждённом проекте их нет (обеспечиваются только по ст.м. Пр. Ветеранов и по ст.м. и жд. платф. Обухово). г) Очерёдность строительства д) Интеграция с трамвайной сетью В частности такие связи должны быть: Это позволит обеспечить строительством одной трассы возможность реализации многочисленных разветвлённых маршрутных связей, что охватит все прилегающие районы и обеспечит пассажиров быстрым беспересадочным сообщением. Использование трамвайной сети при грамотном управлении позволит открыть полноценное движение по новой трассе с полноценным охватом районов уже после строительства участка от Обухово до пр. Ветеранов (от ул. Бабушкина до Кронштадской пл.), не дожидаясь запуска её западных участков. Даже если у руководства города и проектировщика в настоящее время отсутствует желание такого совмещения, его возможность должна обязательно предусматриваться проектом в виде резервирования места под съезды и соединения с трамвайными путями, а самое главное – в совпадении технических характеристик трассы и трамвая, допускающих совместное использование путей. Переходя с технического языка на общую логику, то если делать, - то делать как следует, правильно и с учётом всего. Если так (почему-то?) невозможно, то лучше не делать совсем, поскольку переделать потом или не получится вовсе, или обойдётся слишком дорого или налогоплательщикам, или инвесторам. С сайта http://transport.vpeterburge.ru |