Независимый эксперт о Надземном Экспрессе

Обязательно прочтите интересное мнение специалиста, возможно уже появилось понимание, что менять трассировку надо!

Алексей Крюков, инженер по организации движения
30.01.2008
Анализ существующей плановой трассы «Надземного экспресса», рекомендации по улучшению

Анализ трассы и её недостатки

При анализе существующей трассы эстакадного лёгкого рельсового транспорта (далее LRT) «Надземный экспресс» (трасса и описание взяты с сайта проектировщика)  налицо очень много существенных недостатков:

1. Трасса проложена по краю улиц (в частности проспект Ветеранов и Дунайский проспект), хотя проходит на эстакаде, в связи с чем осевое положение было бы более, чем оптимально. В результате эстакада оказывается неоправданно приближенной к фасадам жилых домов, что вызывает дополнительную и справедливую критику горожан. Проектировщик на сайте оправдывает боковое расположение тем, что «…закрывать движение по такой важной магистрали, как проспект Ветеранов, просто невозможно». Однако не исключено, что лучше перетерпеть строительный год, нежели потом вечно жить под эстакадой. Хотя, как с организационно-архитектурной, так и с эксплуатационной точки зрения, этот недостаток является самым незначительным на фоне ряда перечисленных ниже.

2. По существующему проекту «Надземный экспресс» не имеет пересадочных узлов с железными дорогами Ораниенбаумского, Красносельского, Лужского (Гатчинского) и Пушкинского направлений, а также со 2-й линией метро, хотя пересекает все перечисленные радиальные магистрали.

Основная причина этого – неграмотная трассировка, в частности абсолютная недальновидность и несогласованность действий проектировщиков LRT и автотранспортной развязки КАД и Дачного проспекта. Последняя закрыла единственный возможный коридор для проектируемого LRT, который мог позволить организовать пересадочные станции у железнодорожных платформ Дачное и Предпортовая. Развязку можно было без ущерба перенести в другое место, что по ряду планировочных причин было бы даже желательно. При осуществяемом решении транзитный автотранспортный поток будет бездумно выведен к пассажиронапряжённому узлу у станции метро проспект Ветеранов. Это вызовет дополнительные проблемы в организации здесь движения общественного транспорта - при невозможности или высокой стоимости вывода LRT по Дачному пр. к железной дороге.

Другая причина – совершенно открыто заложенное в проект неуважение к будущим пассажирам, из-за чего якобы пересадочными считаются узлы, где между «Надземным экспрессом» и другими видами транспорта (в первую очередь метро и железная дорога) придётся преодолевать пешком более 300 метров. Даже 250 метров - это уже не пересадка! Полностью перепутаны понятия «пересадочного узла» (это совмещённые, расположенные непосредственно друг над другом или параллельно друг другу платформы, не провоцирующие создания пешеходных потоков) и зоны пешеходной доступности. К сожалению, нормативных документов, регламентирующих расстояние пешего перехода при пересадке в узле, нет. Поэтому ориентируюсь на личный опыт, опыт создания и эксплуатации зарубежных транспортных систем и общественное мнение.

Третья причина, очевидная при анализе – какая-то «однонаправленность» рассмотрения целей использования магистрали. Создаётся впечатление, что «Надземный экспресс» рассматривался исключительно как транспорт для жителей юго-запада (?). Только этим можно объяснить отсутствие будущих пересадок на железную дорогу Ораниенбаумского, Красносельского и Лужского направлений. То, что «Надземный экспресс» может быть использован также для доставки пассажиров до этих железных дорог со стороны Купчино или Обухово, как будто забыто.

Достаточно удобные пересадки будут только у станций метро «Проспект Ветеранов» и «Обухово».

3. Остановочные пункты на трассе расположены слишком редко. Такое удаление оправданно для метро, где сооружение станции - очень дорогостоящая работа, но неоправданно для наземного или эстакадного (даже скоростного) транспорта. Оптимальным было бы расположение остановок 1 к 2 обычного уличного транспорта, а не 1 к 3 или даже к 4, как сейчас. Этот факт существенно уменьшает будущую зону обслуживания трассы «Надземного экспресса». Из неё выпадают даже территории, вдоль которых проходит трасса. В сочетании с отсутствием пересадок на радиальные направления это делает проект во многих случаях лишённым смысла и закладывает дополнительные расходы на неизбежное в будущем сооружение промежуточных станций уже на действующей линии.

4. Трасса к «Балтийской жемчужине» вообще непонятна. От жилого комплекса она идёт не к метро, а от него. Вдобавок, она ориентирует пассажиропоток микрорайона, тяготеющего географически больше к ст. метро «Автово», на ст. «Пр. Ветеранов». В самом микрорайоне располагается всего одна станция, что никак не может обеспечить качественное обслуживание скоростным транспортом.

По-хорошему, ответвление к «Балтийской жемчужине»… не нужно вообще. Микрорайон должен быть ориентирован на подвозку к «Автово» трамваем, линию которого и требуется проложить сюда от действующей Стрельнинской трассы одновременно с реконструкцией последней по стандартам скоростного движения. Во всяком случае, экономически этот участок стоит сооружать не ранее 3-й очереди (уже после открытия линии Обухово - Стрельна).

5. Порядок строительства и ввода в эксплуатацию неправильный. Первым планируется построить участок Стрельна – «Пр. Ветеранов», и только потом продлевать трассу в Купчино и Обухово. В таком варианте «Надземный экспресс» нарушает баланс распределения пассажиропотоков на юго-западе и угрожает району транспортным коллапсом!

Сейчас в юго-западной части города наблюдается предельная нагрузка на 1-ю линию метро и южные станции этой линии. Наиболее перегруженной станцией оказывается сама «Проспект Ветеранов». Несмотря на наличие 2 входов, станция работает на пределе пропускной способности. Ограничения наблюдаются как на входах в подземный вестибюль, так и на посадочной платформе. До 9.30 утра вход на станцию сопряжён с давкой; в более раннее время проход от входа в подземный переход до платформы может достигать 10 минут.

В настоящее время существующие пассажиропотоки юго-запада распределяются наземным транспортом к 4 станциям метро: «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект», «Автово» и «Кировский Завод». Одну из основных распределяющих ролей играет трамвай, выводящий пассажиропоток значительной части района (в том числе части проспекта Ветеранов) к станции метро «Автово». Напряжённость направления такова, что оно не может быть эффективно обеспечено автобусами или троллейбусами. И как раз данное распределение позволяет станциям метро хотя и с перегрузками, но справляться с пассажиропотоком.

Кроме того, весь южный участок 1-й линии работает на переделе провозной способности. Поезда в часы пик заполнены до предела; в утренний «пик» на станциях севернее «Автово» часто посадка в вагон невозможна уже физически.

«Надземный экспресс» на первом этапе не влияет на общую загруженность линии, но сразу оказывает серьёзное влияние на распределение пассажиропотоков между станциями метро, увеличивая приток пассажиров к наиболее перегруженной станции метро «Проспект Ветеранов». В зону притока к станции попадают восточная часть Стрельны, новостройка «Балтийская жемчужина», а также увеличивается процент притока пассажиров с восточной части проспекта Ветеранов, значительная часть которых сейчас вывозится трамваем маршрута 52 к станции метро «Автово».

При этом какой-либо альтернативной возможности дальнейшей доставки пассажиров «Надземным экспрессом» в Московский, Фрунзенский и Невский районы, а также к альтернативным радиальным линиям, на первом этапе не будет. На втором этапе транзитный вывоз будет эффективен минимально из-за неудобных пересадочных узлов с радиальными направлениями и небольшой собственной зоной охвата трассы.

«Надземный экспресс» почему-то строится сперва на участке и так имеющем (пусть не идеальные, но имеющем) достаточно развитые транспортные связи, строится как подвозочный транспорт (!), а участок, действительно обеспечивающий несвязанные зоны (Пр. Ветеранов - Купчино) откладывается на потом.

Требуется строительство трассы в обратном порядке (от Обухово), пересмотр размещения остановочных пунктов и изменение трассировки для организации нормальных пересадочных узлов.

6. Вопрос относительно спорный, но на мой взгляд, «Надземный экспресс» уже на начальном этапе своего функционирования должен быть интегрирован со стандартом обычных (уличных) трамвайных линий, с возможностью использования общих путей и организации общих маршрутов – путём «апгрейда» (повышения стандарта) трамвайной сети до уровня LRT. Такая интеграция нынешнем проектом не предусмотрена. Это ещё более (в совокупности с вышеперечисленными доводами) уменьшает эффективность данного вида транспорта.
 
Конечно, полная обособленность от автотранспортного и пешеходного движения, отсутствие скоростного ограничения - это несомненный плюс. Но именно в текущем варианте (по совокупности трассировки, расположения остановочных пунктов и организации пересадочных узлов) получается транспорт, очень сильно изолированный от других перевозочных систем. Ближайший аналог такого транспорта – «Московская монорельсовая система», решение о прекращении развития которой было принято недавно как ввиду сверхвысокой стоимости строительства и эксплуатации, так и малой популярности трассы из-за неудобства пересадочных узлов. На последнее обстоятельство даже недавнее более, чем двукратное снижение стоимости проезда, практически не повлияло.

Вывод: В существующем варианте трассы «Надземный экспресс» малоэффективен. Он спроектирован, как технологически и логистически изолированная транспортная система и существовать будет больше для себя самого, чем для пассажиров. Это никак не может способствовать и его быстрой окупаемости, что немаловажно в связи с коммерческой составляющей осуществления проекта.
 
Заявленные цели, как то: обеспечение связи радиальных направлений и транспортная связь юго-запада с другими районами не выполняются. Не выполняется также второстепенная цель – транспортная связь нового района «Балтийская жемчужина» с сетью скоростных сообщений, так как вместо неё предлагается лишь подвозка в непонятном направлении, к перегруженной станции метро, вместо очевидной, - по принципу «лишь бы связать».

В таком долговременном проекте, рассчитанном на развитие и охват значительных пассажиропотоков, перечисленные выше детали должны быть более продуманы, не упускаться в пользу удешевления или упрощения конструкции. Заявленные цели должны выполняться в максимально возможной степени уже на этапе рабочего проектирования. В дальнейшем что-то исправить будет или невозможно, или очень дорого.

Предложения по улучшению проекта (трассировка, остановочные пункты, узлы, очерёдность строительства, интеграция)

а) Пересмотреть трассу на некоторых участках.

Самое важное изменение - для возможности организации удобных пересадочных узлов (и вообще для возможности их организации, как таковой) требуется изменить трассировку между ст. метро «Пр. Ветеранов» и Дунайским проспектом. Трасса должна пройти от ст. метро «Проспект Ветеранов» по Дачному проспекту, через железнодорожную платформу «Дачное», далее на Предпортовую улицу через железнодорожную платформу «Предпортовая». Так как перенос строящейся автотранспортной развязки в целом уже невозможен, придётся «подрезать» её трассой LRT или изменить взаимные уровни расположения трасс и съездов. Но линия должна иметь возможность организации пересадок с железной дорогой обязательно! Иных мест, где это можно сделать без дополнительных затрат на сооружение новых платформ, кроме существующих «Дачного» и «Предпортовой», нет. Пересадка на платф. «Ленинский пр.» вызовет необходимость строительства большой петли, что негативно скажется и на стоимости, и на скорости. Причём отсутствие данных пересадок невозможно скомпенсировать, в отличие от, например, района Купчино.

Для возможности организации нормального пересадочного узла в Купчино требуется сместить трассу при пересечении железной дороги Витебского (Пушкинского) направления южнее, как можно ближе к железнодорожной платформе и станции метро Купчино. В идеале нужно организовать сходы прямо на железнодорожные платформы. Это даже не петля, это небольшое отклонение от прямой линии вдоль Дунайского проспекта. Отсутствие данного узла может быть скомпенсировано только интеграцией с существующей трамвайной сетью, путём строительства соединений с трамвайным полотном у к/ст. Купчино и Бухарестской ул. и организацией вариантных маршрутов (по прямой по Дунайскому пр. в Обухово и со съездом к ст.м. Купчино, далее следованием по ул. Я.Гашека). При отказе от интеграции с трамваем смещать трассу необходимо.

К «Балтийской жемчужине» не проводить трассу вообще. Если же проводить из соображений престижа или чего-то иного за пределами декларируемых, как основные, целей, - то делать это на последнем этапе строительства. Причём от пр. Ветеранов следует ответвиться восточнее пересечения с ул. Здоровцева, пройти вдоль р. Ивановка до фабрики «Грим», далее вдоль фабрики на запад, пересечь ул. Тамбасова, пройти по западной стороне ул. Тамбасова, при необходимости забрав под трассу часть промышленной территории, по продолжению ул. Тамбасова выйти к Петергофскому шоссе, пересечь его и далее развиваться по «Балтийской жемчужине» на север с пересечением Матисова канала, после которого повернуть на запад и закончить линию севернее завода «Электронмаш», где можно организовать депо в промзоне.

Напрашивается наземное продление линии вдоль ул. Грибакиных с организацией станции «Улица Бабушкина» (пересадка или сопряжение с трамваем Рыбацкой линии).

б) Размещение остановочных пунктов:
Существующая трассировка и расположение станций с сайта проектировщика
основная линия:
· Дворец Конгрессов (не вызывает претензий),
· перегон ~3.4 км (остальная Стрельна оказывается «не у дел»)
· Володарская (восточнее проспекта Будённого) - судя по описанию и схеме, располагается далеко на окраине посёлка,
· перегон ~1.75 км
· ул. Пионерстроя,
· перегон ~1.2 км
· ул. Пограничника Гарькавого,
· перегон ~1.7 км
· ул. Партизана Германа,
· перегон ~1.1 км
· пр. Маршала Жукова,
· перегон ~1.4 км
· ул. Солдата Корзуна,
· перегон ~1.9 км
· ст.м. Пр. Ветеранов,
· перегон ~1.7 км
· ул. Счастливая,
· перегон ~ 3.4 км (здесь, конечно, промзона, но ул. Костюшко находится вполне в пешеходной доступности)
· ул. Кубинская (угол Предпортовой ул.),
· перегон ~ 2.4 км
· Звёздная ул. (не ближе 350 м. к ст.м. Звёздная),
· перегон ~1.5 км
· ст.м. Купчино (не ближе 500 м. от станции метро и железнодорожной платформы),
· перегон ~2 км (густонаселённый микрорайон Купчино «благополучно» минуем без остановок)
· Бухарестская ул. (насколько мне известно, не имеющая с реальной Бухарестской ул. ничего общего),
· перегон ~3.3 км
· ст.м. Обухово.

дополнительная линия:
· «Балтийская жемчужина» (судя по схеме, станция расположена где-то на берегу Ивановки севернее Матисова канала. Не вызывает претензий – просто пока конфигурация будущего района не ясна – не к чему)
· перегон ~ 2.5 км (это по жилому-то микрорайону!)
· «Санкт-Петербургское шоссе»
· перегон до ОП  ул. Пионерстроя ~ 2,1 км (то есть зачем выбирались на ул. Пионерстроя - непонятно, ни одной остановки на ней по этой линии нет).

Для увеличения зоны охвата, улучшению обслуживания пассажиров рекомендуется следующее размещение остановочных пунктов (и применение соответствующих названий) с учётом описанных в п. «а» изменений прохождения трассы, а также в рекомендуемом порядке строительства.
Основная линия:
· Ул. Бабушкина - у пересечения ул. Грибакиных и ул. Бабушкина - пересадка на трамваи Рыбацкой линии,
· перегон 1,4 км)
· «Обухово» - у ст.метро и железнодорожной платф. Обухово с организацией пересадочного узла и интеграцией сходов с надземным пешеходным переходом через железную дорогу, а также со сходами к метро (пересадка на ж.д. Маловишерского и Волховстроевского направлений, а также на ст.метро 3-й линии)
· перегон 1,7 км
· «Софийская улица» - западнее пересечения Дунайского пр. и Софийской ул. (охват промзоны)
· перегон 1,4 км
· «Бухарестская улица» - над пересечением Дунайского пр. с Бухарестской ул., организация пересадочного узла с трамваями, следующими по Бухарестской ул.
· перегон 0,85 км
· «Будапештская улица» - над пересечением Дунайского пр. с Будапештской ул. (пересадка на троллейбусы и автобусы, следующие по Будапештской ул.)
· перегон 1,5 км
· «Купчино» - на пересечении с железной дорогой Витебского направления с организацией полноценного пересадочного узла: со сходами к метро, трамвайной станции, на железнодорожные платформы и на Витебский пр.. Пересадка на метро 2-й линии, поезда железной дороги Пушкинского направления, а также на трамваи, троллейбусы и автобусы на к/ст. Купчино на Балканской пл. и на Витебском пр.
· перегон 1,55 км
· «Улица Ленсовета» - над пересечением Дунайского пр. и ул. Ленсовета или западнее пересечения (пересадка на транспорт, следующий по ул. Ленсовета).
· перегон 1,4 км
· «Пулковское шоссе» - восточнее пересечения  Дунайского проспекта и Пулковского шоссе (у западной оконечности дома 5 по Дунайскому пр. –  для обеспечения жилых кварталов)
· перегон 1,15 км
· «Кубинская ул.» - примерно в районе пересечения Предпортовой и Кубинской улиц
· перегон 1,1 км
· «Предпортовая» - над железнодорожной платформой Предпортовая с организацией пересадочного узла на поезда железной дороги Лужского направления, со сходами в том числе на платформы железной дороги.
· перегон 1,3 км
· «Дачное» - над железнодорожной платформой Дачное с организацией пересадочного узла на поезда железной дороги Красносельского и Ораниенбаумского направлений, со сходами, в том числе на железнодорожные платформы.
· перегон 1,4 км
· «Станция метро Проспект Ветеранов» - на бульваре Новаторов рядом с выходами из метро с организацией пересадочного узла со станцией метро 1-й линии, а также троллейбусами и автобусами.
· перегон 1,4 км
· «Александрино» - над пр. Ветеранов с восточной стороны парка Александрино.
· перегон 1,25 км
· «Ульянка» - напротив домов 89 - 91 по пр. Ветеранов.
· перегон 1,1 км
· «Полежаевский парк» - над пересечением пр. Ветеранов и пр. Маршала Жукова (пересадка на трамваи, троллейбусы и автобусы, следующие по пр. Маршала Жукова).
· перегон 1,1 км
· «Урицк» - над пересечением пр. Ветеранов и ул. Партизана Германа (пересадка на троллейбусы и автобусы, следующие по ул. Партизана Германа)
· перегон 1,1 км
· «Улица Тамбасова» - между пересечениями проспекта Ветеранов с ул. Здоровцева и ул. Тамбасова,
· перегон 1 км
· «Сосновая Поляна» - около пересечения проспекта Ветеранов с ул. Лётчика Пилютова,
· перегон 0,8 км
· «Улица Пионерстроя» - около пересечения пр. Ветеранов и ул. Пионерстроя
· перегон 1,75 км
· «Володарская» - у северной стороны пос. Володарский в районе Совхозного пер.
· перегон ~ 2.7 км
· «Арктическая» - примерно напротив Морской Академии (Петергофское шоссе д. 37) с организацией переходов через Петергофское шоссе в зоне остановки.
· перегон ~ 0.85 км
· «Константиновский парк» - на месте или рядом с действующей к/ст. трамваев «Стрельна» (организация зонного пересадочного узла с автобусами, следующими в города-спутники и пригород по Санкт-Петербургскому шоссе).

Вспомогательная линия (в случае строительства)
· перегон от ОП «Урицк» 1,25 км
· «Ивановка» - на ул. Здоровцева около дома 129 по пр. Ветеранов
· перегон 0,85 км
· «Новобелецкая» - у пересечения ул. Тамбасова и Новобелицкой ул.
· перегон 0,6 км
· «Петергофское шоссе» - севернее пересечения продолжения ул. Тамбасова и Петергофского шоссе (пересадка на трамваи, следующие по Петергофскому шоссе)
· перегон 1 км
· «Матисов канал» - южнее пересечения с Матисовом каналом на восточной окраине «Балтийской жемчужины»,
· перегон ~0,85 км
· «Дудергофка» - примерно в предполагаемом месте нынешней конечной «Балтийская жемчужина»
· перегон ~0,85 км
· «Прибрежная» - на западной оконечности микрорайона «Балтийская жемчужина» у завода «Электронмаш»
Перегоны короткие, но это зона сбора пассажиропотока тупиковой линии. Здесь и должны быть частые остановки.

Как можно сравнить, в предлагаемом варианте расстояния между остановками более сбалансированы (в исходном разброс от 1,1 до 3,4 км). При этом трасса обеспечивает большую зону охвата территории, по которой она проходит. Межостановочный интервал соответствует условиям прокладки скоростного трамвая, каковым предлагаемый «Надземный экспресс», по сути, и является.

Увеличение числа остановок не скажется значительно на времени поездки (например, при следовании от ул. Пионерстроя до Обухово против 10 будет 16 промежуточных остановок, то есть время увеличится примерно на 3 - 5 минут в зависимости от динамики подвижного состава). Зато повысится количество пассажиров, подвозимых непосредственно к месту назначения, а не до места вынужденной пересадки. Вдобавок, увеличивается количество собственно мест возможных пересадок на пересекающие направления, что дополнительно расширяет зону охвата зоной тяготения, связанной с прямыми пересадочными отрезками.

Следует отметить, что от ул. Пионерстроя до Обухово поедет весьма незначительная часть пассажиров. Основная масса будет использовать более короткие участки, следовательно, иметь меньшие дополнительные потери времени относительно базового варианта. Общий пассажиропоток увеличится за счёт существенного расширения зоны охвата и зон прямого пересадочного тяготения.

Размещение остановок предлагается на основе аналитического определения зон охвата, формирования транспортных пересадочных узлов и зон прямого пересадочного тяготения.

в) Основные узлы
Основные узлы перечислены в перечне предлагаемых остановочных пунктов. «Надземный экспресс» должен обязательно иметь удобные пересадочные узлы со всеми радиальными направлениями.

С запада на восток это:
- 1-я линия метро (ст.м. Пр. Ветеранов),
- железная дорога Ораниенбаумского и Красносельского направлений (платф. Дачное),
- железная дорога Лужского направления (платф. Предпортовая),
- железная дорога Пушкинского направления (платф. Купчино),
- 2-я линия метро (ст.м. Купчино),
- трамвай на Бухарестской ул., в перспективе 4-я линия метро
- 3-я линия метро (ст.м. Обухово),
- железная дорога Маловишерского и Волховстроевского направлений (платф. Обухово)

В предлагаемых изменениях все пересадки обеспечиваются. В нынешнем утверждённом проекте их нет (обеспечиваются только по ст.м. Пр. Ветеранов и по ст.м. и жд. платф. Обухово).

г) Очерёдность строительства
Строительство в целом должно начинаться от Обухово. Нельзя открывать участок Стрельна - ст. м. «Пр. Ветеранов» без обеспечения возможности транзитного сообщения ко 2-й и 3-й линиям метро. К моменту открытия этого участка возможность прямого следования  к ст. м. «Купчино» и «Обухово» должна быть обеспечена.  Только в этом случае перенаправление (увеличение) пассажиропотока к ст. м. «Пр. Ветеранов» будет частично скомпенсировано прямым транзитным сообщением. По крайней мере появится возможность автобаланса пассажиропотоков (когда люди ищут альтернативные варианты перемещения при сложностях поездки по прямым и кратчайшим). Также нельзя сокращать транспортные связи к альтернативным станциям метро (в частности, трамвай 52 к ст. м. «Автово»).

д) Интеграция с трамвайной сетью
Я придерживаюсь мнения, что «Надземный экспресс» должен быть совмещён с трамвайной сетью. То есть представлять собой трассу для движения скоростного трамвая с возможностями выхода с неё на обычные трамвайные линии, реконструируемые под ускоренное движение – очевидно, с использованием двухдиапазонного подвижного состава для минимальности будущих затрат на поднятие стандарта существующей сети.

В частности такие связи должны быть:
· на пересечении ул. Грибакиных и ул. Бабушкина (связка по ул. Грибакиных).
· на пересечении Дунайского пр. и Бухарестской ул.,
· на к/ст. Купчино (Балканская пл.),
· на к/ст. Мясокомбинат Самсон (ул. Ленсовета),
· на Кронштадской пл. (связка по Дачному пр.)

Это позволит обеспечить строительством одной трассы возможность реализации многочисленных разветвлённых маршрутных связей, что охватит все прилегающие районы и обеспечит пассажиров быстрым беспересадочным сообщением. Использование трамвайной сети при грамотном управлении позволит открыть полноценное движение по новой трассе с полноценным охватом районов уже после строительства участка от Обухово до пр. Ветеранов (от ул. Бабушкина до Кронштадской пл.), не дожидаясь запуска её западных участков.

Даже если у руководства города и проектировщика в настоящее время отсутствует желание такого совмещения, его возможность должна обязательно предусматриваться проектом в виде резервирования места под съезды и соединения с трамвайными путями, а самое главное – в совпадении технических характеристик трассы и трамвая, допускающих совместное использование путей.

Переходя с технического языка на общую логику, то если делать, - то делать как следует, правильно и с учётом всего. Если так (почему-то?) невозможно, то лучше не делать совсем, поскольку переделать потом или не получится вовсе, или обойдётся слишком дорого или налогоплательщикам, или инвесторам.

С сайта http://transport.vpeterburge.ru